Поэтапное внедрение системы работы с текстом
на уроках в начальной школе (ФГОС НОО)
«Приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить к такой беседе есть, по нашему мнению, одна из важнейших задач школы»
К. Д. Ушинский
1 класс
Обучение чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия
•выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;
•знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
•озаглавливание текста (подбор заголовков);
•составление схематического или картинного плана под руководством учителя
2 класс
Обучение работать с текстом
•правильное, сознательное, выразительное чтение;
•владение пересказом разного вида (полный, краткий, выборочный);
•деление на абзацы и составление плана прочитанного текста;
•составление характеристики героев и их поступков;
•подбор синонимов и антонимов к словам3-4 класс
Обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному
•самостоятельное выделение основной мысли;
•нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
•выделение главной и второстепенной информации;
•выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
•прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
•самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
•сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержаниемМетапредметные результаты
РАБОТА С ТЕКСТОМ:
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО
Выпускник научится
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение;
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения
Метапредметные результаты
РАБОТА С ТЕКСТОМ:
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
Выпускник научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
- находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос
Метапредметные результаты
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ
Выпускник научится:
- высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
- определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.